Ликбез. История православия

Часть 1 — Культура античности
Часть 2 — Литература Византии
Часть 3 — История православия

А вот следующими источниками, через которые я ликвидировал безграмотность в минувшие выходные, делиться не стану — ищите сами, если интересно. И дело тут вовсе не во вредности или чём-либо подобном: я не хочу способствовать распространению, судя по всему, фальсифицированной информации, поскольку тему выбрал уж больно щекотливую — история православия. Тем не менее, поделюсь своими соображениями по поводу увиденного и услышанного. Ну и сразу обозначу, что Библию я читал, причём даже с комментариями духовного лица (сана не знаю), так что изучение истории православия — это не просто спонтанное решение, как это было в случае с Византией, а вполне себе осмысленное (впрочем, с историей Византии всё равно пришлось бы ознакомиться).

Итак, первое, что я сделал — посмотрел документальный фильм из трёх серий об истории религии славянских народов. Первая серия мне очень понравилась, однако она дала понять, что если решу поделиться этими знаниями в блоге, то рискую навлечь на себя гнев как всякого рода неоязычников, так и православных, поскольку информация подаётся так, будто фильм делали абсолютно непредвзятые в вопросах духовности историки. Во второй серии у меня уже зародилась мысль о том, что не всё здесь так чисто, и есть в этом заказ какой-то церкви (скорее всего, протестантской) или даже политической партии (Украины или Беларуси), хотя изложенная информация была по-прежнему интересна и актуальна: говорилось очень много о грехах самой церкви и духовенства, а это, согласитесь, бальзам в уши гражданина эпохи постмодернизма. Ну а третья серия, как водится, всё испортила окончательно, и изучение списка спонсоров в финальных титрах было уже чистой формалаьностью: деньгами скинулись несколько церквей, в числе которых баптистская и ещё какие-то там товарищи. Однако в целом я бы назвал просмотренный материал интересным, и если авторы врут, то врут очень увлекательно и убедительно.

Озадаченный противоречивыми впечатлениями от фильма, я решил вновь пройтись по той же теме, черпая знания из другого источника — так я прослушал ещё один курс лекций. И вновь первое впечатление было восторженным, каким бы и оставалось, наверное, до окончания всего курса, если бы в какой-то момент (самый интересный и спорный с моей точки зрения) сухое научно-публицистическое повествование не сменилось проповедью архиерея, суть которой, как несложно догадаться, заключалась в том, что «о православии хорошо, либо никак», или «кругом враги, а мы хорошие». И не смотря на то, что после священнослужителя продолжил читать лекции тот же человек, что их и начал, вернув повествованию дух конструктивизма и научной беспристрастности, самый сомнительный момент истории русской церкви оказался уже пройден, и о нём были даны местами сильно расходящиеся с фильмом сведения.

И всё-таки я назову эти лекции и фильм интересными и полезными хотя бы потому, что они своей противоречивостью дают понять, что мы почти ничего не знаем об истинной истории христианства. Во многих конфессиях отсутствует и даже запрещена (в России вновь на законодательном уровне, кстати) критика церкви, а это означает, что у истории, которая никогда не бывает безупречной, нет шансов быть правдивой в вопросах религии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation