Сталкер играет в бисер

У меня есть любимая интернет-радиостанция, которую включаю, когда хочу создать музыкальный фон своим домашним занятиям — PsyRadio. Так вот, сегодня мой слух зацепился за микс, в основе которого лежит монолог Сталкера из фильма Андрея Тарковского… И тут я осознал, что это прямая аллюзия на «Игру в бисер» Германа Гессе! Стругацкие считались одними из умнейших людей своего поколения, а Тарковский, безусловно, испытывал особую тягу к ребусам в искусстве, так что эта параллель лишний раз подтверждает, что «Игра» продолжается.

Чтобы все уметь и всему отдать должное, нужен, конечно, не недостаток душевной силы, увлеченности и тепла, а избыток. То, что ты называешь страстью, — это не сила Души, а трение между душой и внешним миром. Там, где царит страстность, нет избыточной силы желания и стремления, просто сила эта направлена на какую-то обособленную и неверную цель, отсюда напряженность и духота в атмосфере. Кто направляет высшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный, потому что пламя его горения не всегда видно, потому что он, например, не кричит и не размахивает руками при диспуте.

Г. Гессе, «Игра в бисер»

Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями, ведь то, что они называют страстью на самом деле не душевная энергия, а лишь трения между душой и внешним миром. А главное, пусть поверят в себя, и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит.

х/ф «Сталкер»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation